Алёна Ковалёва:

«Силы танцевать всегда есть»

Алёна Ковалёва:

«Силы танцевать всегда есть»

Первая солистка Большого театра Алёна Ковалёва родилась в Петербурге и училась в Академии русского балета имени Вагановой. Из трех сестер только старшая Алёна выбрала балет и в конечном итоге обосновалась в столице. Недавно средняя сестра поступила в школу-студию МХАТ, а в этом году и младшая тоже переехала в Москву: «У нас тут банда, – смеется Алёна, – теперь нам еще веселее».

В свои 20 лет Алёна уже исполнила несколько ведущих партий в главных балетах русской классики – и не намерена на этом останавливаться. Мы поговорили с Алёной о театральной жизни и о том, что она любит делать в свободное от сцены время.
Текст – Екатерина Баева
Первая солистка Большого театра Алёна Ковалёва родилась в Петербурге и училась в Академии русского балета имени Вагановой. Из трех сестер только старшая Алёна выбрала балет и в конечном итоге обосновалась в столице. Недавно средняя сестра поступила в школу-студию МХАТ, а в этом году и младшая тоже переехала в Москву: «У нас тут банда, – смеется Алёна, – теперь нам еще веселее».

В свои 20 лет Алёна уже исполнила несколько ведущих партий в главных балетах русской классики – и не намерена на этом останавливаться. Мы поговорили с Алёной о театральной жизни и о том, что она любит делать в свободное от сцены время.
Текст – Екатерина Баева
Алёна в театре
В детстве учение, как и от многих артистов балета, требовало от юной балерины серьезных физических и эмоциональных затрат, и Алёна признается, что бывали и моменты, когда она всерьез подумывала все бросить. «Меня отрезвляло, в первую очередь, чувство ответственности перед моими педагогами. Я прямо представляла себе, как подойду, посмотрю им в глаза и скажу, что я сдалась. Как же, они столько в меня вложили, а я возьму и все брошу?» Алёна с радостью отмечает, что ей всегда очень везло с педагогами, и она до сих поддерживает хорошие отношения и регулярно видится со всеми, приглашает их на свои спектакли.
В выпускных классах многие ученицы уже примерно осознают свои предпочтения и возможности, делают выбор между классическим и современным танцем. История попадания Алёны в Большой театр – поистине сказочная. «Я понимала, что в Мариинский театр меня вряд ли возьмут. Самое важное было найти именно свое место, не конкретный театр, но театр, который будет заинтересован именно во мне. Где мне дадут возможность расти и развиваться. Я ездила по разным театрам, даже за границей, а потом прошла прослушивание в Большой театр. Я говорила с Махаром Хасановичем [Вазиевым]: он мне ничего не обещал, но сказал, что все будет зависеть только от меня, от моей работоспособности». В итоге сцена Большого приняла молодую петербурженку тепло; худрук поверил в нее и, действительно, дал все возможности для творческой состоятельности. Существует множество легенд о закоренелой вражде главных московского и петербургского театров, о том, что артистов из северной столицы встречают в Москве ревностно и недружелюбно. Алёна отмечает, что все это – изживший себя стереотип: «Приехав в Москву, я с удивлением обнаружила приветливых и отзывчивых людей. (Смеется). У нас даже нет тут какого-то особенного кластера петербургских выпускниц, по-моему, мы все спокойно ассимилировались». Поговаривали также, что высокой (178 см) Ковалёвой будет трудно найти партнера для сцены – но в Большом нашлись и партнеры, и партии для необычайно длинноногой балерины.
Одной из первых значительных ролей в Большом была Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Несмотря на столь рано взятую высоту, Алёна говорит, что не планирует довольствоваться достигнутым. «Это спектакль, который можно совершенствовать всю жизнь. Станцевав его, ты понимаешь, что работать еще долго – и еще усерднее, чем раньше. Более того, чем больше ты танцуешь, тем больше хочется. Появляется, знаете, такая зависимость от сцены, и когда долго нет спектаклей, ты чуть ли не подпрыгиваешь от нетерпения – ну когда же, ну когда же? А вот в день спектакля, даже дневного, я, кстати, всегда рано просыпаюсь, прихожу в театр заранее, чтобы без спешки и суеты подготовиться и настроиться на спектакль». После летней травмы и вынужденного двухмесячного отдыха первым спектаклем Алёны была «Баядерка» на гастролях в Милане, и она вспоминает, что «ноги тряслись от нетерпения», уже с самого утра «хотелось быстрее на сцену».
В начале сезона 2018/2019 состоялся еще один важный дебют – в титульной роли в «Раймонде». История подготовки этого спектакля оказалась довольно непростой. Алёна Ковалёва со своим педагогом Ольгой Ченчиковой начали понемногу готовить «Раймонду» сразу после дебюта в «Бриллиантах», еще в первый сезон Ковалёвой в Большом театре. Неудивительно, ведь в этом спектакле очень много и сольных вариаций, и дуэтов с разными партнерами. В выстраивании роли, безусловно, большую роль играет педагог, и Ольга Ченчикова внимательно следит и за хореографической, и драматической стороной образа каждой героини своей подопечной. Какие-то нюансы – положение рук, эмоциональную составляющую – находят сообща, в интенсивном творческом процессе.
«Ольга Ивановна – гениальный педагог. У нее своя, особенная система: она как-то так объясняет, что поначалу думаешь – встану, и ничего не получится. А потом делаешь, как она просила, – и самое сложное движение оказывается не таким и сложным. Очень люблю наши репетиции и безумно счастлива работать с ней». Алёна с особой теплотой рассказывает, как на премьеру «Бриллиантов» Ольга Ивановна подарила ей серьги «на удачу», которые она с тех пор считает своим самыми счастливыми и обязательно надевает, если хочет, чтобы какой-то спектакль особенно удался.
Подготовка шла параллельно с другими партиями, и вот в конце второго сезона Алёна получила «Раймонду» официально. Дебют уже стоял в афишах, как вдруг – обидная травма, которая усугубилась на оркестровом прогоне, и от выхода пришлось отказаться. «Было отрепетировано все, со всеми партнерами, готовы костюмы, уборы, а до сцены я так и не дошла. Было жутко обидно! Наверное, это была одна из самых тяжелых моих ночей, – теперь уже с улыбкой вспоминает Алёна. – Порыдала, поубивалась, но что поделать, что ни делается – все к лучшему. Возможно, надо было, чтобы этот балет дозрел».
В любом случае, случай Ковалёвой – довольно редкий: нечасто юной балерине так рано дают эту ответственную и сложную роль, где мало просто продемонстрировать виртуозное владение техникой. «Раймонда» – один из классических балетов, в котором особенно интересно наблюдать за не картонными взаимоотношениями персонажей. В нем зрителя привлекает не только традиционная пара главных героев, принцессы Раймонды и рыцаря Жана де Бриена, но и взаимодействие героини с таинственным сарацинским царем, Абдерахманом. Алёна рассказывает, что в подготовке образа Раймонды было важно продумать и понять отношение ее персонажа к обоим влюбленным в нее кавалерам. «Поначалу Абдерахман ее, конечно, пугает. Когда он появляется вживую, Раймонда по-прежнему насторожена и робка, но его страсть, его бурное восхищение не может не тронуть ее сердце. По-моему, в ориентали, когда они по очереди тянутся друг к другу, видно, что что-то ее все-таки к нему притягивает, как за невидимую ниточку. Наверное, не появись Жан де Бриен так вовремя, никто не знает, чем бы закончилась эта история», – улыбается Алёна.
Алёна в жизни
Алёна по жизни – это, наверное, Золушка: мечтательная, романтичная, работоспособная. У нее позитивный, отходчивый характер, она не любит ссоры и конфликты, легко сходится с людьми. Ей, несмотря на быстрый карьерный рост, не свойственна звездная болезнь. Просит, чтобы друзья в театре, в случае чего, «дали по голове, если вдруг начнется». Она говорит, что часто предается мечтам и строит в воображении разные планы, которые «то сбываются, то нет», причем творческую жизнь она воспринимает неотделимо от обычной: «Творчество – это то, что дает мне силы и эмоции для повседневной жизни».
В то же время, источником сил для своей, безусловно, интенсивной и трудозатратной профессиональной деятельности Алёна называет общение. «Я могу с одинаковым успехом радоваться и спокойному ужину в маленькой компании, и большой шумной вечеринке, лишь бы там было хоть несколько действительно близких мне людей. Всегда люблю новые знакомства – и балетные, и не балетные, – потому что новые люди дают мне новые стимулы, новые впечатления. Еще люблю потанцевать – где-нибудь неформально, на вечеринке, дома с сестрой. Иногда даже после спектакля, когда ты вроде бы устал, вдруг появляются силы потанцевать! Я не знаю, откуда они берутся; видимо, танцевать не выворотно проще, и силы всегда есть!».
Алёна вообще производит впечатление доброго и веселого человека, приятной молодой девушки, которой не чужды «мирские», не балетные радости – нарядные платья, популярные песни, приятные кинофильмы: «Я люблю посмеяться – посмотреть добрую комедию, вспомнить какой-нибудь смешной случай из прошлого. Иногда пою в душе; сейчас у меня, например, новогодний репертуар – Last Christmas, Синатра…». Алёна говорит, что в новогодние праздники с удовольствием пересматривает «Реальную любовь», а в минуты, когда грустно, ее всегда может приободрить Бриджит Джонс.
Алёна вообще производит впечатление доброго и веселого человека, приятной молодой девушки, которой не чужды «мирские», не балетные радости – нарядные платья, популярные песни, приятные кинофильмы: «Я люблю посмеяться – посмотреть добрую комедию, вспомнить какой-нибудь смешной случай из прошлого. Иногда пою в душе; сейчас у меня, например, новогодний репертуар – Last Christmas, Синатра…». Алёна говорит, что в новогодние праздники с удовольствием пересматривает «Реальную любовь», а в минуты, когда грустно, ее всегда может приободрить Бриджит Джонс.
Много забавного порой случается и на сцене. «В «Щелкунчике» Григоровича, когда открывается розовый вальс, улетает Дроссельмейер, поднимается заслон, и все артисты стоят красиво на горочке: девочки спереди, мальчики сзади. И вот мальчики заранее набирают в руки бумажного снега и кидают его вверх, чтобы он романтично падал. Но поскольку делают они это быстро, он падает гроздьями. И вот как-то за мной стоял кто-то, очень активно этот снег бросающий, и весь снег комками падал на меня и налипал на ресницы, так, что не видно было ничего. Стоишь на сцене и, улыбаясь, пытаешься как-нибудь незаметно сдуть с ресниц снежинки. Потом долго еще этот снег вытряхиваешь из костюма».
«Праздники я люблю проводить с семьей. Раньше мы ездили кататься на лыжах, куда-нибудь в «зимнюю сказку». Даже если потом разъезжаемся, в Новый год, когда часы бьют двенадцать, мы обязательно должны быть дома, все вместе. Всегда загадываем желание. Ой, был однажды такой смешной случай! Я быстро писала желание на бумажке, чтобы, как принято, сжечь ее, кинуть в бокал шампанского и выпить под бой курантов. Вдруг почувствовала какой-то яркий свет сбоку. Оказалось, что часть волос коснулась пламени свечи и горит! Тушить было некогда, куранты-то бьют. Я таки дописала свое желание и успела совершить весь необходимый ритуал! Особенно это картина – меня в огне, с подпаленной прической – шокировала мою маму. Красота волос или счастье на весь будущий год? Выбор был очевиден!:)»
Aлёна Ковалева : https://www.instagram.com/_kovalenka_/
Фото - Darian Volkova: www.instagram.com/darianvolkova
Aлёна Ковалева : https://www.instagram.com/_kovalenka_/
Фото - Darian Volkova: www.instagram.com/darianvolkova